logo
Районное муниципальное бюджетное учреждение культуры
" Баймакская детская модельная библиотека"
филиал Баймакской межпоселенческой центральной библиотеки
Режим работы учреждения:
с 8.30 до 17.30
Суббота,Воскресенье - выходной

Е-mail: baimaklibdo@mail.ru
Тел: (34751) 3-15-42

Как помочь ребёнку полюбить книги. Советы мамы, у которой получилось.

Посвящается всем, кто не осилил списки летнего чтения

Что делать, если ребенок так и не сел за список чтения на лето? Дело в привычках, гаджетах? А может быть, в самой литературе? Елизавета Биргер, литературный критик и автор подборки «Топ-30 современных книг на лето» от «Яндекс.Учебника» и Bookmate, в эфире нашей «Радиошколы» рассказала, можно ли «расчитать» ребёнка и зачем современному подростку советские книги.

О родительском неврозе

У меня была сцена, которая запомнилась на всю жизнь. Когда моей дочери был год, подруга выложила видео со своим девятимесячным сыном, который листал книжку с животными и, когда видел корову, говорил «му-му», при виде котёнка — «мяу-мяу». Я испытала дикий приступ острой зависти. Конечно, я не пошла своего ребёнка тренировать, чтобы он выучил звуки животных. Но я помню, какую гамму эмоций я в тот момент испытала. Мы все живём в бесконечном неврозе, в котором воспитываем детей. Но самое главное — ловить его в себе и останавливать. Моя любимая книга на эту тему — «Боевой гимн матери-тигрицы» Эми Чуа, в которой автор рассказывает, как воспитывала двух китайских дочерей в Америке и мучила их игрой на скрипке. Когда дети выросли, они её возненавидели. Это, конечно, радикальный случай. Но он хорошо иллюстрирует общий невроз, связанный с тем, что нам кажется — мы якобы обязаны как-то более качественно воспитывать и развивать детей.

Я же считаю, надо просто передавать детям то, что любишь сам. Например, я люблю книги, поэтому читаю с детьми каждый вечер. Это уже обязательный ритуал. Сейчас мы читаем книги из серии «Приключения семейки из Шербура» Жан-Филиппа Арру-Виньо про жизнь шестерых Жанов в конце 60-х годов. Мне бы хотелось передать детям любовь к книге как навык, который потом может развиться, но без давления.

Как «расчитать» ребёнка

1. Начинать с совместного чтения. Например, я помню наизусть Корнея Чуковского. Иногда я начинала рассказывать на автомате: «Муха по полю пошла, / Муха денежку нашла». И в какой-то момент моя дочь спросила, есть ли у нас дома это произведение. Я достала ей всего Чуковского. И она как сумасшедшая стала читать, потому что он ей запоминается и потом можно ходить и декламировать. У нас была неделя-две, когда мы читали и учили наизусть Чуковского всем семейством. Всё, что в рифму, — совместное. С этого и нужно начинать.

2. Слушать аудиокниги. Для Владимира Набокова, например, «хороший читатель» — это человек, который видит детали, читает не просто увлечённо, а внимательно. Аудиокниги этому способствуют, потому что, слушая их, ребёнок всё равно обращает внимание на подробности, которые сам бы он, возможно, пропустил, а диктор сделал на них правильный акцент. И эта деталь сразу стала выпуклой, запомнилась.

3. Рассказывать истории — и учить их слушать. Сейчас мы потребляем огромное количество информации, намного больше, чем раньше. И книги должны развивать умение её правильно, аналитически и цельно воспринимать. А каким образом — это не имеет значения. Мне нравится, что мои дети привыкают к историям. Их можно отправить в свою комнату, включить аудиокнигу. В итоге это приведёт к тому, что они заинтересуются и пойдут искать соответствующее произведение на полке — просто потому, что привыкли жить с историями.

4. Не просто предлагать ребенку книгу, а взаимодействовать с ее помощью. Например, если речь идет о детях младшего возраста, к книге тут важно подходить как к какому-то пространству для игры. Это твой мир, твоя песочница. И важно играть с понятными, простыми вещами. Тут я бы посоветовала сборник Евгения Клюева, где есть сказки «Оловянная ложка», «Поводок для собаки», абсурдистский сборник «Зеб» со смешными ситуациями, которые происходят в школе или дома. Мне кажется, что ребёнку понятнее всего читать или слушать о том, что происходит вокруг него. А через книги мы уже как бы расширяем этот мир, показываем его во всем многообразии.

5. Иногда все же заставлять детей читать. Я не могу сказать, что совсем не заставляю читать своих детей. Признаюсь, иногда я даю им играть в «Майнкрафт» за прочитанные страницы. Но, как правило, прочитав 3–5 страниц, они уже сами входят во вкус — и дальше заставлять не приходится. Мне как маме и литературному критику важно, чтобы ребёнку стало интересно читать, и я пытаюсь этого добиться самыми разными способами.

Нужны ли современным детям книги нашего детства

Я обнаружила, что моим детям классика даётся тяжело. Они не полюбили «Муми-троллей», «Пеппи Длинныйчулок» — мои главные детские книжки. Возможно, это вопрос опыта, возраста. Нам классическая детская литература была понятна и близка. А мои дети понимают её как некий архаизм, знают по моим рассказам и историям. При этом я считаю, что здорово и полезно изучать то же советское прошлое с детьми, чтобы у них возникло чувство принадлежности к собственной истории. И это можно сделать через книги писателей 60–80-х годов. Мы видим современную реальность, но вопрос в том, как соотнести её с тем, что было раньше. Многие произведения советских авторов помогут найти ответ на этот вопрос.

Советские произведения для подростков, актуальные и сегодня: список Елизаветы Биргер

Стихи Бориса Чичибабина
«Будь здоров, школяр», Булат Окуджава
«Король с Арбата», Владимир Чачин
«Мой дедушка — памятник», Василий Аксёнов
Книги Владислава Крапивина
«Осеннее солнце», Эдуард Веркин

О литературе в турецких школах

В данный момент я живу в Турции, и мои дети читают всё, что захотят. У нас есть список рекомендованных книг, который выдаёт учительница. Это книги, изданные за последние пять лет. Мы не обязательно должны изучить их все, но рекомендуется прочитать какое-то количество книг. Потом оценка за число прочитанных произведений идёт в школьный аттестат. У моего сына сейчас стоит 5, у дочери — 13, хотя она утверждает, что прочитала больше. В школе выдают список с вопросами, чтобы проверить, как ребёнок понял главную идею текста, его посыл. Мне нравится этот подход. Ты должен прочитать и осмыслить что-то. Это единственное «надо», с которым я была бы готова мириться.